Перейти к содержанию

Программа объединения «Техтворчество»

Все блага цивилизации – это результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.

Техническое моделирование и конструирование имеет большое значение в обучении детей, так как расширяет знания обучающихся об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику. В процессе технического творчества дети создают различные по сложности конструкции, развивая тем самым свои технические способности. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Техтворчество» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в РФ», приказом Министерства просвещения  Российской Федерации от 09.11.2019года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 г. № 09-3242,     СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, объяснить.

Направленность программы — техническая.

           Программа призвана решать проблему логического, алгоритмического и творческого мышления, а также способствовать формированию у обучающихся потребности в получении дополнительных знаний в области технического творчества. Под техническим творчеством и моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в  уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

Актуальность программы заключается в передаче знаний технической направленности, воспитании у обучающихся интереса к техническим специальностям, привитии целеустремлённости, развитии технического мышления, интереса к технике.

         Вопрос привлечения детей школьного возраста в объединения технического творчества актуален. Все блага цивилизации — это результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.

         Техническое творчество и моделирование имеет большое значение в обучении детей, так как расширяет знания обучающихся об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику. В процессе технического творчества и моделирования дети создают различные по сложности модели техники, развивая тем самым свои технические способности. К примеру, изготовление моделей различной техники   развивает пространственное мышление, умение логически мыслить.  Для школьника это очень важно.

Отличительные особенности программы.

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Техтворчество» разработана на основе авторской программы Пыркина М.А. «Техническое моделирование» с учетом возрастных особенностей детей. Отличительными особенностями данной программы является возможность приобщения обучающихся к техническому творчеству. Программа создает необходимые условия для проявления и развития инициативы юных изобретателей, формирует основы трудовой культуры, является ориентиром в выборе обучающимися будущей профессии. Обучающиеся овладевают необходимыми   навыками и умениями  работы с различными материалами и инструментами.

Новизна программы заключается в подготовке обучающихся к конструкторско-технологической деятельности, позволяет учить детей наблюдать, размышлять, представлять устройство (конструкцию) изделия. При конструировании своих моделей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции, что дает возможность свободно планировать и проектировать, а также изготовить совершенно новую модель. Например, на базе модели грузового автомобиля изготовить компактную крановую установку.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Техтворчество» ни в коей мере не заменяет школьные, а только углубляет отдельные темы, касающиеся техники. Обучающийся получает опыт работы с технической литературой и опыт публичных выступлений (во время работы в творческих мастерских,  участия  в конкурсах и научно-практических конференциях).

Педагогическая целесообразность программы.

        При работе в коллективе единомышленников, у обучающихся воспитывается уважение к труду, самостоятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка, путём достижения определённых результатов при самостоятельной работе. Обучающиеся учатся достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволяет им адекватно воспринимать окружающую действительность.

Формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые.

Срок реализации программы: 1 год.

            Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь  период обучения, необходимых для освоения программы, составляет 144 часов.

            Режим занятий:

1-й год обучения: занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа, 144 часа в год.

            Форма обучения и виды занятий: игра, экскурсия, путешествие, презентация, самостоятельная работа, практикум.

Цель и задачи программы.

 Цель программы: формирование у обучающихся начальных технических знаний, прикладных навыков, а также создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающихся в окружающем мире.

Задачи программы:

Предметные:

  • развитие пространственного мышления и расширение политехнического кругозора;

— приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;

— обучение приёмам и технологии изготовления несложных моделей техники;

— формирование умения самостоятельно решать вопросы, возникающие при сборке и конструировании технического изделия.

Метапредметные:

— содействие развитию у обучающихся способностей к техническому творчеству;

— пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов;

Личностные:

— развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;

— вовлечение обучающихся в игровую деятельность при совместной творческой работе;

— воспитание творческой активности;

-формирование уважения к труду и людям труда, чувства гражданственности, патриотизма.

Контингент обучающихся: программа предназначена для обучающихся 7-14 лет, в том числе,  и для обучающихся с ОВЗ. Программа рассчитана на младший и средний школьный возраст. Первые шаги младших школьников в конструкторско-технологической деятельности имеют то преимущество, что здесь можно более гибко откликнуться на потребности и интересы обучающихся. Очень важно и то, что, совершенствуя и накапливая общетрудовые навыки, можно благотворно влиять на формирование характера личности обучающегося.

            Планируемые результаты освоения программы

К концу первого года обучения обучающийся должен знать:

  • Основные свойства материалов для моделирования;
  • Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
  • Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов технического творчества.

Обучающийся должен уметь:

— самостоятельно распределять работу на ряд простых операций;

— грамотно организовывать свое рабочее место;

— использовать необходимые инструменты для определенной операции;

— соблюдать правила безопасности при работе;

— изготавливать плоские и объемные модели техники по шаблонам;

— бережно относиться к оборудованию кабинета, к  используемому инструменту,  материалу.

— работать с бумагой, картоном, пенопластом, проволокой, клеевыми составами и пластиком;

— изготавливать детали и проводить сборку различных изделий;

— вносить оправданные изменения в конструкцию изготавливаемых изделий с целью усовершенствования;

— создавать собственные проекты: игрушки, сувениры и модели;

— выбирать материал для декоративной отделки изделий;

— создавать объемные диорамы.

Личностные результаты освоения программы:

— адекватно реагировать на ситуацию, уметь подчиняться  правилам и социальным нормам, соблюдать правила безопасного поведения;

— оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений;

— самостоятельно решать вопросы при проектировании и изготовлении технических моделей.

Результаты развития обучающихся:

— способность определять виды материалов и их свойства (природные, бумага, тонкий картон, клей);

— использовать различные способы разметки деталей по шаблонам и выкройкам;

— выбирать необходимые инструменты для работы с различным материалом;

-соблюдать технологическую последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

— уметь  соединять детали с помощью клея ПВА;

— использовать разные виды отделки готовых моделей техники.

У обучающихся будут сформированы умения:

—  работать с инструментами, которые применяются при моделировании;

— читать сборочные чертежи моделей техники;

—  создавать эскизы своих моделей;

Обучающиеся будут демонстрировать более высокие результаты в процессе обучения в образовательном учреждении, а также при участии в конкурсах и технических олимпиадах.

Будут развиты способности:

оценивать собственные силы и ресурсы при работе над моделями;

— реализовывать творческий замысел в технической и трудовой деятельности.

Результат воспитания обучающихся — привитие целеустремленности, развитие технического мышления и интереса к технике, производимой в нашей стране.

Обучающиеся получат опыт:

— создавать и поддерживать порядок на своем рабочем месте;

— правильно использовать  измерительный и ручной инструмент;

— планировать предстоящую практическую работу;

— анализировать и контролировать результат собственной практической деятельности;

— самостоятельно определять последовательность изготовления деталей при создании моделей;

— выполнять экономную разметку деталей на картоне и бумаге;

— аккуратно выполнять клеевое соединение деталей.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные:

— определять и формулировать цель своей работы на занятии с помощью педагога;

— учиться высказывать своё мнение (версию) по выполнению предстоящей работы ;

— объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения каждого конкретного задания материалов и инструментов;

— учиться организовать рабочее место для  выполнения практической работы;

— контролировать точность разметки деталей.

Познавательные:

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу;

— использовать разные источники информации, свой жизненный опыт и опыт своих сверстников;

— перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всей группы;

Коммуникативные:

— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в эскизах, доступных для изготовления модели.

Формы контроля: зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты, участие в муниципальных, республиканских и международных конкурсах; участие в научно- практических конференциях.

Формы подведения итогов реализации программы.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в различных формах: зачет, творческие задания, самостоятельные проекты, участие в муниципальных, республиканских и международных конкурсах; участие в научно-практических конференциях.